6 июл. 2012 г.

Ивана-Купальская ночь


Иван Купала (24.VI /7.VII ) — одна из главных дат славянского народного календаря, совпадающая с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя. В народной традиции соотносится с днем летнего солнцеворота, симметричного в годовом круге Рождеству (как времени зимнего солнцеворота), с которым Ивана Купалу объединяют общие мотивы и обрядовые действия. Древний праздник Купала в честь солнца отмечают в день Летнего солнцестояния, но в православной традиции (по старому стилю) он приходится на 6-7 июля.В это время его в основном и отмечают.
Как и Рождество, Иванов день считается временем откровения тайн природы, когда растворяются небеса и земля, «играет» или останавливается солнце, начинают говорить растения и животные, вода становится чудодейственной и целебной. Основное содержание обрядности этого дня представляет собой сложный комплекс ритуальных действий и верований: сбор растений, украшение зеленью домов, дворов, людей и домашнего скота; хождение к воде, купание, обливание водой, сплавление по реке венков и трав; разжигание костров, игры и хороводы возле них, символическое уничтожение в костре нечистой силы, перепрыгивание через огонь; ночные гуляния. Ритуалы народной традиции с зеленью — один из самых устойчивых (общеславянских) элементов обрядности Ивана Купалы. О сборе трав, плетении венков, опоясывании полынью в этот день сохранилось множество средневековых свидетельств. В ряде мест выход за целебными травами был особым образом ритуализован. Например, молодежь шла во главе с опытной женщиной; при сборе трав исполнялись обрядовые песни; прямо в поле плели большой венок, через который пролезали для здоровья все участники обряда. Ходили за зеленью до восхода солнца, так как считалось, что целебные свойства растений сохраняются до освящения их солнце.

Иванов праздник заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. userpicВ Иванову ночь ведьмы шалят и делаются опасными, а посему стоит класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтоб защитить себя от их вторжения!   Итак...

Купальская ночь: ритуалы и обычаи

От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купалы.

Купаться в Иванов день - обычай всенародный.

Считается, что в зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой и животные. А травы этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывали предания о кладах. Папоротник в эту ночь раскрывается сильным, огненно-красным (издали малиновым), слегка мерцающим цветом и дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

 В ночь накануне Ивана Купала девушки опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу же, означает, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Одинокие девушки, несчастные в любви, дабы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считается, что пока голая красавица бегает кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.

В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.

Существует также обычай париться в бане с вениками из трав-цветов. И есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.

Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Есть ритуал и для финансового благополучия, который нужно проводить на Купала: когда будете ложиться спать - соберите все наличные деньги, которые есть в квартире и положите рядом с кроватью. Засыпая, помечтайте о финансах, которые хотите привлечь. Утром, сразу как проснетесь, не вставая с постели, берите деньги в руки и начинайте их пересчитывать, считайте, сбивайтесь, снова считайте. Пусть купюры мелькают у вас в руках. И возрадуйтесь, и верьте!
Цветы и травыПеред сбором трав говорили древний заговор: «Встану, не помолясь, выйду, не перекрестясь, из дома не дверьми, со двора не воротами. На море-окияне, на острове Буяне, где люди не ступают, птицы не летают, лежит камень Алатырь, вокруг него песок да пустырь; у того камня растет дуб - сухое древо, отростков ни справа, ни слева; на древе птица Ворон - железный нос, булатный коготь в кору врос; теребит жабу ни сухую, ни мокрую, ни злую, ни добрую. Беды и напасти, несчастья и страсти, сердечная боль и перекатная голь, от лихого человека от ненавистника, из чистого поля, из зелёной дубровы, - падите от меня на тот дуб, на чужую сторону, в железный клюв птице Ворону. Матушка Аграфена, трава по колено, по пояс, по грудь - ни сломить, ни согнуть дозволь мне направиться в путь. Предвечная Земля-Мати, благослови меня твои травы рвати! Твоими повеленьями да буду я ныне с травами и кореньями! Вовек и по веку, отныне и до веку».

 Большинство трав на Ивана Купала нужно рвать между заутренней и обедней и не бояться ничего. «Чертям не больно любо, как рвут травы» - ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для очищения, и для исцеления. Рвать травы надо так, чтоб никого другого (праздно шатающегося) видно не было. 

 Особой магической силой обладали и ве­ники, которые собирали в этот вечер (из бе­резы, дуба, обязательно рябины). Этими ве­никами парились в бане.

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: папоротник-кочедыжник, трилич /горечавка , плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох (трава-колюка), подорожник, лопушок, купаленка/кувшинка, толокнянка (медвежьи ушки), богатенька, полынь/чернобыльник, лютик, архилин (аир?), муравьиное масло, медяница/очный цвет, петров крест и пр.
Наиболее популярными для сбора были: девясил, полынь, зверобой, земляника, дербенник иволистный или плакун-трава, папоротник.

Не забудьте в ночь с 6 на 7 июля на окна по­ложить крапиву, она не пустит в дом нечистый дух. 
В полночь необходимо сорвать траву зве­робоя. Веточки нужно повесить у входной две­ри — это отличный оберег для вашего жилища.

7 июля нужно собрать лис­тья крапивы, шиповника и прочих колючих рас­тений. Сожгите их, а пепел посыпьте вдоль окон и порога, и беда пройдёт мимо вашего дома. Это помогает также избежать бед в личной жизни. Вообще, все травы, собранные в этот день, обладают особой магической силой.

Если в ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (фиолетовый и желтый цветки растения) будут между собой говорить, а вору покажется, что говорят хозяин с хозяйкою.

Вода
Действия у воды и с водой (умывание, обливание, купание, гадания по брошенным в воду цветам, венкам или банным веникам т.п.) известны в ритуалах Ивана Купалы у всех славян, но в разных местах они приурочены к разным моментам праздника. У болгар принято было купаться на рассвете Ивана Купалы сразу после сбора трав. Поверье о том, что в ночь накануне Ивана Купалы вода становится благословенной, известно в Словении. У восточных славян обычно купались на рассвете, когда «купальский» костер полностью догорал. Вообще во многих местах купание в реках разрешалось только с Ивана Купалы, когда вода якобы становилась особенно чистой и здоровой. 


Накануне нужно попариться в бане и хлестаться веником из целеб­ных трав. Если нет возможности посетить баню, то можно принять ванну с травами (листья бе­рёзы и крапивы должны быть использованы обязательно). Именно на Ивана Купалу, обращаются к березе с просьбой об исцелении — скручивают над больным ветки со словами: «Забери хворь, бе­резовый куст, чтоб не болело, чтоб не щеми­ло!» Повторяют трижды, и болезнь наверняка отступит от человека.

Рекомендуется девушкам окунуться в воду с головой, чтобы быть здоровыми и у них родились здоровые дети... Водой на Купала лучше запасаться с 12 до 4 ночи. Желательно брать такую воду из источников и обливаться ею. В это время она обладает наибольшими целебными качествами. И хранится такая вода, как и крещенская, не менее года.

Кстати, именно в эту ночь и на утро желательно собирать ладонями росу и, умываться ею. Роса в эту ночь также , как и вода в водоемах, "живая".

Хорошим тоном считается об­ливание каждого встречного водой. Однако не все встречные могут быть осведомлены о праз­днике, и вы можете пострадать, получив в луч­шем случае оплеуху.

Для того чтобы оберечь свой дом от порчи и нечисти, чтобы не проникли туда зло и болезни, купальской росой (или водой) обрызгивали и стены дома, и мебель, и всю до­машнюю утварь.

От воды, набранной из колодца или родника утром на Ива­на Купалу проходят депрессии, раздражительность и т. п.

Огонь

В ночь на Ивана Купалу поло­жено жечь костры и прыгать через огонь. Смысл этого обряда в сжи­гании всего негативного в вашей судьбе. Считалось, что тот, кто прыгнет выше всех, обретет боль­шую удачу на весь год. Не воз­браняется и просто посидеть у ко­стра, обратившись к духу огня с просьбой выжечь из жизни все пло­хое, тяжелое, гнетущее вас. Мо­лодые люди, желающие создать семью, пры­гают, взявшись за руки, через огонь. Если во вре­мя прыжка руки не разомкнулись - влюбленных ждет счастливая жизнь. В огне праздничного костра сгорала скопившаяся за год энергети­ческая грязь. Мамы часто болеющих детей сжи­гали их одежду в купальском костре, веря в бы­строе исцеление ребенка. Считается, что если перепрыгнуть три раза через костер, каждый раз говоря при этом: «Я выше огня, огонь ниже меня», - будет удача в карьере.


Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Возжигание «ивановских» костров — центральный акт обрядности Ивана Купалы. Над углями догорающего костра молодежь прыгала, чтобы защитить себя от нечистой силы, болезней и порчи. Не догоревшие остатки (угли, пепел, головешки) использовались как магическое средство повышения плодородия: их разбрасывали по полям, садам и огородам.

Купальский хоровод — наилучшая защита от происков нечистой силы.

В ночь на Ивана Купалу веселье, любовь и наслаждения сливаются воедино, и праздник считается веселым и очень сексуальным. Это ночь удовольствий и на­слаждений. В эту ночь дозволено все и даже недозволенное. Дети, зачатые в это время, отличают­ся завидным здоровьем и успешны в жизни.

По поверьям, в купальскую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть.

Гадания на Ивана Купала

Девушки могли гадать по венкам на суже­ного. Для таких венков обязателен следую­щий набор трав: коровяк, тимьян, лопух и иван-да-марья. Венки пускали по течению реки и смотрели, как они плывут. Если венок тонул — значит, милый обма­нывает. Если венок расплелся, то это озна­чало, что девушка в этом году замуж не вы­йдет. Иногда к ним прикрепляли зажженные свечи, и плывущие по воде огоньки пред­ставляли завораживающее зрелище.

Под голову клали трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

Также для гадания собирали 12 трав, среди которых обязательно должны быть чертополох и папоротник, и клали под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приди в мой сад погулять». Суженый должен присниться.

Гадание на березе. На праздник Ивана Купала девушки срывали семь маленьких березовых веточек, смешивали их и вытягивали одну. Если удавалось выбрать ветку ровную и гладкую, значит, и жизнь будет длинной и спокойной. А если попадалась веточка с бугорками, значит много препятствий будет в судьбе.

Гадание на ромашке. Налейте в широкую и неглубокую емкость воду. Поместите в нее два цветка ромашки без стебельков. Если цветки поплывут в разные стороны - друг от друга - влюбленные расстанутся. Если продолжают плавать рядышком - будете вместе всю жизнь.

Гадание по кругам на воде. Наберите воду в широкую емкость. Загадайте желание и бросьте в воду небольшой камушек. Четное число кругов на воде - желание исполнится, нечетное - не исполнится.

Гадание на кленовом листе. Подойдите к кленовому дереву, поднимите с земли опавший лист. Посчитайте, сколько у него острых, точащих уголком краев. Четное количество - задуманное свершится. Не четное - надеяться не стоит.

«Гори, гори ясно!». Огонь в день Ивана Купала был в особенном почете. Как только наступали сумерки, на возвышенностях разжигали большие костры и устраивали веселые гуляния. Настоящей забавой были прыжки через костер: детей, правда, близко к нему не пускали, а вот юноши и девушки устраивали настоящее соревнование по длине прыжка и высоте. Парочки старались перепрыгнуть костер вместе, не разнимая рук - считалось, что после этого пара станет еще крепче.
Что приготовить?

После того, как молодежь, стар и млад набегались, напрыгались через костер и искупались - накрывались праздничные столы. После очищения огнем молодежь шла купаться, а семейные пары и пожилые люди накрывали стол, рассаживались на берегу и начинали трапезу. Чего только не было на таких пирах - голубцы, вареники, бублики-свистуны и т. п. На праздничном столе все многочисленные блюда были постными, так как до окончания Петрова Поста мясо и молочные продукты были под строгим запретом. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу еда наделялась магическими свойствами.
Для счастья варили ночью на Ивана Купалу курицу, завязанную в новый головной платок. Когда опускали курицу в кипящую воду, говорили: «Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь». После чего не подходили до тех пор, пока курица не сварится. Сваренную курицу оставляли в той посуде, в которой она варилась. Утром доставали ее из платка, несли к церкви и отдавали нищим или монашкам. Пока курицу с рук не сбудут, нельзя было есть и пить нисколько.

Приготовленные на Иван Купалу блины, считались колдовскими: если девушка поделится одним из блинов с избранником, то это упрочнит их отношения и защитит от невзгод.

На Ивана Купалу также обязательно готовили вареный горох, ячменную кашу и пекли вкусные постные пироги и каравай. Помимо этих традиционных блюд на праздник ели медовую сыту, кулугу, постные сочни, клецки, вареники с домашним сыром, пили травяные настои в больших количествах.

Завершая праздничный ужин выбирали самый большой каравай и проходили с ним вдоль всех собравшихся. Каждый дотрагивался до каравая рукой и загадывал желание. Считалось, что оно обязательно сбудется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий