1 авг. 2012 г.

Августовские СПАСЫ и Светодни.


Спасы и Светодни (Дни Силы) в августе следующие:


14 августа по новому стилю (или 1 августа по-старому) - медовый Спас, Маковей - первый из трех Спасов, праздник Урожая.
Начало Успенского поста - с этого дня устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост - до 27 августа.
Успенский пост считается самым легким и приятным, потому что его основу составляет молодой и свежий урожай - картофель, овощи, фрукты, грибы.
С 14 августа начинали собирать мак и мёд, а потом освящали их в церкви (делали маковейские букеты). 
Освященная в этот день вода ценится не меньше Крещенской и считается чрезвычайно полезной от всех болезней. В этот день святили также колодцы и воду в реках.


Это день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до Рождества Христова. Так звали братьев, которые боролись за свою веру. История их жизни описана в Ветхом Завете. 
И, как уже не раз бывало в истории, христианские обычаи своеобразно наложились на обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Маковей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает, и мёд. Там, где сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком и мёдом. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. (Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой.) Раньше мед заменял и конфеты, и печенье, и сок. Из него делали вкусные угощения, добавляли в пироги, пряники, кашу. А еще готовили огромное количество самых разных напитков, особо хмельные медовухи и квас.
Согласно народной традиции, накануне Маковея нужно собрать "маковейский цветок" - это букет, который состоит из многих растений - маковых головок (он здесь главный герой), мяты, полыни, чебреца, календулы, небольших подсолнухов, васильков, бархатцев, любистка, тысячелистника, пшеницы, ржи и других. Его составление — особое удовольствие.  Каждое растение имеет свое, присущее лишь ему магическое значение. Потом букет освящаются в церкви. После освящения маковийчика кладут за образами, и он хранится там до весны, а некоторым травами и маком будут пользоваться по необходимости (сеяли по весне).
В этот день: благодарение за урожай, желательно поставить мед на домашний алтарь, предложить мед своим предкам и духовным Учителям, помедитировать на сокровенное значение меда, как концентрированной жизненной цветочной силы и аромата.
Собирают мак, малину, черемуху. Малина и черемуха – старинные лечебные средства. Наши предки использовали мак как средство от ведьм. Стоит только им обсыпать дом - и все козни ведьм потеряют силу. Именно поэтому в дом приносят букет из освященных маковых головок, который весь год будет охранять и защищать дом и хозяев.
Медовый Спас — праздник, конечно, больше народный, но праздничная церковная служба проводится лишь в том случае, если Медовый Спас выпадает на воскресенье. Потому-то многие приходят в храм на Преображение, 19 августа. Тогда и мед приносят (правда, лучше освящать его 14-го, после службы).
В этот день, по поверью, должна повториться так называемая «рябиновая ночь», в течение которой громы сотрясают небо, грозно сверкают молнии, льет проливной дождь, дует сильный ветер. По народным поверьям в эту ночь все силы природы объединяются, чтобы уничтожить нечистую силу, которая после Купалы расплодилась за лето и вредит людям.


19 августа (6 августа по-старому) - второй Спас, яблочный - Преображение Господне.
Благодарение за урожай, возложение яблок на дом.алтарь, употребление яблок в пищу, можно помедитировать на "молодильные яблоки".
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

21 августа (8 августа по старому) - Мирон-Ветрогон.
Наши предки говорили: «Ветер – Божие дыхание. Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким.»
В этот день дуют сильные ветры, приносят первые вести о грядущей осени. 
Ветрогону жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, крупы, хлеб, разбрасывая кусочки по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров.
В этот день желательно общение с ветром, дыхательные практики.

29 августа (16 августа по-старому) - Хлебный / Ореховый / Водяной спас.
Третий последний Спас, праздник Урожая. Святодень Великой Богини-Матери.
Заканчивается уборка хлебов.
Третий Спас - на воде. Святили новые колодцы, чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги и выпекают праздничный хлеб из нового урожая, украшают последний сноп, благодарят Матушку-Землю за урожай. Водят хороводы, поют песни: «Третий Спас хлеба припас». 
С третьего Спаса начиналась и заготовка орехов. 
Водят хороводы с жнивными песнями. Время изменения женской силы, переход в новое качество - плодовитость.

Вот такой насыщенный август! 
Щедрый-богатый и веселый!

Комментариев нет:

Отправить комментарий