14 августа по новому стилю (или 1 августа по-старому) - медовый Спас, Маковей - первый из трех Спасов, праздник Урожая.
Начало Успенского поста - с этого дня устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост - до 27 августа.
Успенский пост считается самым легким и приятным, потому что его
основу составляет молодой и свежий урожай - картофель, овощи, фрукты, грибы.
С 14 августа начинали собирать мак и мёд, а потом освящали их в церкви (делали маковейские букеты).
Освященная в этот день вода ценится не меньше Крещенской и считается чрезвычайно полезной от всех болезней. В этот день святили также колодцы и воду в реках.
С 14 августа начинали собирать мак и мёд, а потом освящали их в церкви (делали маковейские букеты).
Освященная в этот день вода ценится не меньше Крещенской и считается чрезвычайно полезной от всех болезней. В этот день святили также колодцы и воду в реках.
Это день памяти семи ветхозаветных мучеников
Маккавеев, принявших кончину в 166 году до Рождества Христова. Так звали
братьев, которые боролись за свою веру. История их жизни описана в
Ветхом Завете.
И, как уже не раз бывало в истории, христианские обычаи своеобразно наложились на обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Маковей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает, и мёд. Там, где сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком и мёдом. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. (Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой.) Раньше мед заменял и конфеты, и печенье, и сок. Из него делали вкусные угощения, добавляли в пироги, пряники, кашу. А еще готовили огромное количество самых разных напитков, особо хмельные медовухи и квас.
И, как уже не раз бывало в истории, христианские обычаи своеобразно наложились на обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Маковей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает, и мёд. Там, где сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком и мёдом. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. (Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой.) Раньше мед заменял и конфеты, и печенье, и сок. Из него делали вкусные угощения, добавляли в пироги, пряники, кашу. А еще готовили огромное количество самых разных напитков, особо хмельные медовухи и квас.
Согласно
народной традиции, накануне Маковея нужно собрать "маковейский
цветок" - это букет, который состоит из многих растений - маковых головок (он здесь главный герой), мяты, полыни, чебреца,
календулы, небольших подсолнухов, васильков, бархатцев, любистка, тысячелистника, пшеницы, ржи и других. Его составление — особое
удовольствие. Каждое растение имеет свое, присущее лишь ему магическое
значение. Потом букет
освящаются в церкви. После освящения маковийчика кладут за образами, и он хранится там до
весны, а некоторым травами и маком будут пользоваться по необходимости (сеяли по весне).
В
этот день: благодарение за урожай, желательно поставить мед на домашний
алтарь, предложить мед своим предкам и духовным Учителям,
помедитировать на сокровенное значение меда, как концентрированной
жизненной цветочной силы и аромата.
Собирают мак, малину, черемуху. Малина и черемуха – старинные лечебные
средства. Наши предки использовали мак как средство от ведьм. Стоит
только им обсыпать дом - и все козни ведьм потеряют силу. Именно поэтому в дом приносят букет из освященных маковых головок, который весь год будет охранять и защищать дом и хозяев.
Медовый Спас — праздник, конечно, больше народный, но праздничная церковная служба проводится лишь в том случае, если Медовый Спас выпадает на воскресенье. Потому-то многие приходят в храм на Преображение, 19 августа. Тогда и мед приносят (правда, лучше освящать его 14-го, после службы).
Медовый Спас — праздник, конечно, больше народный, но праздничная церковная служба проводится лишь в том случае, если Медовый Спас выпадает на воскресенье. Потому-то многие приходят в храм на Преображение, 19 августа. Тогда и мед приносят (правда, лучше освящать его 14-го, после службы).
В этот день, по поверью, должна повториться так называемая «рябиновая
ночь», в течение которой громы сотрясают небо, грозно сверкают молнии,
льет проливной дождь, дует сильный ветер. По народным поверьям в эту
ночь все силы природы объединяются, чтобы уничтожить нечистую силу,
которая после Купалы расплодилась за лето и вредит людям.
Благодарение за урожай, возложение
яблок на дом.алтарь, употребление яблок в пищу, можно помедитировать на
"молодильные яблоки".
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей
осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о
необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале
угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание
об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас,
пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг
друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат
солнца, а с ним и лето.
21 августа (8 августа по старому) - Мирон-Ветрогон.
Наши предки говорили: «Ветер – Божие дыхание. Оно может
быть тихим и сильным, добрым и жестоким.»
В этот день дуют сильные ветры, приносят первые вести о грядущей осени.
Ветрогону жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, крупы, хлеб, разбрасывая кусочки по ветру в поле, и вымаливая у
него угодных для урожая ветров.
В этот день желательно общение с ветром, дыхательные практики.
В этот день желательно общение с ветром, дыхательные практики.
Третий последний Спас, праздник Урожая. Святодень Великой Богини-Матери.
Заканчивается уборка хлебов.
Третий Спас - на воде. Святили новые колодцы, чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги и выпекают праздничный хлеб из нового урожая, украшают последний сноп, благодарят Матушку-Землю за урожай. Водят хороводы, поют песни: «Третий Спас хлеба припас».
С третьего Спаса начиналась и заготовка орехов.
Третий Спас - на воде. Святили новые колодцы, чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги и выпекают праздничный хлеб из нового урожая, украшают последний сноп, благодарят Матушку-Землю за урожай. Водят хороводы, поют песни: «Третий Спас хлеба припас».
С третьего Спаса начиналась и заготовка орехов.
Водят хороводы с жнивными песнями. Время изменения
женской силы, переход в новое качество - плодовитость.
Вот такой насыщенный август!
Щедрый-богатый и веселый!
Щедрый-богатый и веселый!
Комментариев нет:
Отправить комментарий